
В феодальные времена японские правители установили социальную систему,
разделявшую людей на четыре класса. На верхушке находились
воины-самураи, за ними следовали фермеры, затем – ремесленники и купцы.
Система была незыблема, и у детей ремесленников, шокунин, не было выбора
– они должны были продолжать дело своих отцов. Впрочем, отчасти
благодаря этим жестким правилам в Японии развилась особая культура
ремесла.
Сегодня японцы, конечно, вольны выбирать себе любое дело, и даже дети самых знаменитых шокунин часто уходят из семейного бизнеса, чтобы последовать за своей мечтой и воплотить собственные желания. Однако и в XXI веке Япония не боится потерять замечательные ремесленные традиции. Те, кто остается в ремесленном производстве, делают это из любви к моноцукури – у японцев есть специальное слово, обозначающее творческое созидание. Как и их предки, современные шокунин внимательны к деталям и ревностно пекутся о качестве. При этом они стремятся создавать вещи самого высокого уровня, конкурентоспособные на мировом рынке.
Корабельных дел мастер
Суэширо Сано – кораблестроитель в девятом поколении и один из самых талантливых плотников в своей стране. Корабелы не похожи на типичных японских ремесленников, которые могут десятками лет оттачивать один-единственный навык. Морской плотник, желающий спустить судно на воду, должен знать сотни техник из десятков разных областей.
Но в наше время роскошные прогулочные лодки из красного дерева не пользуются большим спросом, и знания Сано в последние годы не находили должного применения. Однако мастер придумал, как использовать свой уникальный опыт: он создал деревянный гоночный велосипед.
Все, кроме цепи и тормозов, сделано в этой машине из дерева. Изогнутая деревянная рама, деревянная вилка, деревянный руль, деревянное седло и деревянные колеса. Клапан, которым завинчивается камера, тоже из дерева. Держатель для бутылки с водой – деревянный. Кажется, такая машина должна быть экспонатом музея. Но Сано с этим категорически не согласен: «Все считают мои велосипеды дизайнерским проектом. А между тем моя главная цель – сделать их безопасными и функциональными, а если они при этом еще и красивы – что ж, хорошо. Нет ценности в красивой, но ненадежной и бесполезной вещи».
Дерево легче и прочнее углеродного волокна
Сано говорит, что деревянный велосипед превосходит модели из алюминия, а может, даже из высокотехнологичного углеродного волокна. И этому есть научное объяснение, вот как его формулирует мастер: «Деревянная рама состоит из волокон. Углерод – тоже волокно, но в волокнах дерева есть поры для воды, в них очень много воздуха. Поэтому, когда дерево ударяется обо что-то, из него выходит воздух, как из подошвы кроссовки. Большая часть силы удара поглощается, и ощущение от езды становится более приятным». Университет Ибараки хочет протестировать этот принцип, но, увы, пока не может позволить себе оплатить стоимость страховки роскошного велосипеда Суэширо Сано.
Сано никогда не мечтал изготавливать велосипеды, с самого раннего детства он думал, что будет строить корабли – как это делали все его предки с XVIII века. Он жил и дышал кораблями, ребенком играл в большой семейной мастерской и слушал поэтические морские истории за обеденным столом. В старших классах самостоятельно построил невероятную открытую яхту длиной 22 фута – и получил возможность рыбачить у островов, а также заслужил статью о себе в американском журнале Wooden Boat.
Однако братья Сано решили перепрофилировать семейный бизнес на более прибыльные лодки из стекловолокна. Вернувшись в Японию после нескольких лет работы над роскошными яхтами в Нидерландах, Сано не согласился с тем, что рассматривал как измену главному правилу своих предков – делать только лодки самого высокого качества. «Я перенял от своего деда образ жизни ремесленника, – рассказывал нам Суэширо Сано. – Он учил меня: не делай под этим солнцем ничего, за что тебе может быть стыдно, не срезай углы, пока никто не смотрит, – солнце все видит». Из-за споров с братьями Сано исключили из семейного бизнеса, и он оказался без средств, необходимых для постройки кораблей. Несколько лет мастер делал мебель и оборудование и с тоской думал о том, сможет ли еще когда-нибудь строить лодки.
Деревянное обручальное кольцо
В 1995 году удача улыбнулась Сано, и он смог открыть новую компанию Sano Yacht Building, впоследствии сменившую название на Sanomagic. На сегодня он – последний из оставшихся в Японии строителей деревянных яхт. В последние годы у Сано не так много заказов, но он продолжает заниматься ремонтом лодок и считается хранителем традиционных техник кораблестроения.
В ожидании улучшения ситуации на кораблестроительном рынке Сано начал применять свои умение и сноровку, выработанные за годы работы над лодками, в сфере производства гоночных велосипедов. «Я использую многослойную технологию, полностью заимствованную из кораблестроения, чтобы сделать дерево для велосипедов прочнее», – улыбается он. Однако это не означает, что, создавая велосипеды из дерева, Сано доверялся лишь традиции и не задумывался над тем, какие современные методы деревообработки он может применить. «Сделать такой деревянный велосипед возможно, только сочетая традиции с инновациями. Прошлое и будущее взаимодействуют и создают вместе нечто удивительное», – объясняет мастер.
Самая интересная деталь велосипеда Сано, наверное, его деревянная вилка. Обычно это наиболее тяжелая часть велосипеда, но Сано способен сделать ее легкой и в то же время прочной, как вилка из углеродного волокна. Идея родилась внезапно, и связана она с романтической историей. Сано вспоминает: «Когда я собрался жениться, у меня не было денег на обручальное кольцо. И тогда моя невеста сказала: “Сделай кольцо из дерева”. Я сначала подумал, что это невозможно – дерево наверняка сломается. Но потом думал-думал – и наконец понял, как это сделать. Я смастерил кольцо из дерева и эпоксидной смолы. Вначале оно было прозрачно-красным, а сейчас очень красивого пурпурного цвета. Позже, когда я делал велосипед, я вспомнил технику, которую использовал в изготовлении кольца. Я немного модернизировал ее – и вот появилась вилка».
Три велосипеда в год
Несмотря на успех в велосипедном дизайне, Сано делает лишь три велосипеда в год – рыночная цена каждого около 20 тысяч евро. Хотя к нему уже выстроилась очередь из заказчиков, Сано не хочет ускорять процесс и использовать в производстве машинную обработку. «Я специально ищу то, что не может сделать никакая машина, то, что должно быть сделано лишь руками человека. В наши дни мы слишком полагаемся на машины, и это уничтожает весь смысл существования ремесленников.
Поэтому я выбрал дизайн, предполагающий исключительно ручную работу. Я думаю, что велосипед, создание которого занимает три месяца, становится чем-то особенно ценным». Пример Суэширо Сано вдохновляет, но главное не то, что мастер создает прекрасные вещи, а то, что инновации стоит изыскивать в прошлом. Сано заявляет: «Никто не думал, что можно сделать велосипед, более легкий и прочный, чем модель из углеродного волокна, а я сделал. Если не сдаваться и не переставать искать, можно найти много новых возможностей работы с уже существующими материалами. Этот поиск – наша задача как ремесленников».
Комментариев нет:
Отправить комментарий